Ламповые души

Кто веселится, тот ни о чём дурном не думает ~ Адам Мицкевич
Последнее посещение: меньше минуты назад Текущее время: 21 апр 2021, 10:01

Часовой пояс: UTC + 3 часа




 [ Сообщений: 25 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Гаражная культура
Новое сообщениеДобавлено: 12 мар 2021, 20:42 
... И нечего ладошками глазки прикрывать, жёлтая морда! © Woody
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 05 янв 2010, 06:03
Сообщений: 62629
Откуда: оттуда
Симон Кордонский

3 ч. ·

Евгений Кучинов
Алеша Рогожин

12 марта 2021


Почему мужики уходят в гаражи: интервью с Александром Павловым, исследователем гаражной культуры

Разговоры об особой гаражной жизни ведутся уже давно, но обычно она описывается как часть «неофициальной экономики»: мол, люди бегут в гаражи от государства, от налогов и проверок, и налаживают там самые разнообразные производства, начиная с пельменей и заканчивая автомобилями. Однако на самом деле гаражная культура устроена сложнее и в то же время проще — чтобы разобраться в этом феномене, «Нож» поговорил с Александром Павловым, соавтором книги «Гаражники»: мы обсудили принципы формирования гаражной экогрибницы, изобретателей бестопливных генераторов, возвращение работных изб, мерзотные вазы хипстеров и другие важные вопросы.

— Как ты стал исследователем гаражей?


— Моя супруга занималась журналистикой, у нее было свое СМИ, и она публиковала некоторые мои наблюдения. Однажды приятель сказал мне, что я пишу как Симон Кордонский: я ознакомился с его книгами, потом тот же приятель прислал Симону Гдальевичу статью о гаражной хозяйственной деятельности, написанную мной в соавторстве с Сергеем Селеевым. После этого сам Кордонский связался со мной, предложил подробнее эту тему исследовать, и мы с Сергеем написали книгу «Гаражники». В ней мы описали способы формирования гаражей, в которых люди занимаются различными промыслами, способы взаимодействия внутри них, способы их строительства и даже типологию гаражей. Оказалось, что видов гаражей не так уж много, я проследил даже их генезис — как гараж для машины постепенно обрел погреб, потом мастерскую, потом подземный или надземный второй этаж и т. д. Но в первую очередь важно то, что гаражная культура — это культура промышления собственными силами.

— Возможно, сосредоточение промысловой деятельности в гаражах связано с сокрытием чего-то. Это пространство, закрытое, например, для женского присутствия. Когда мужик пошел в гараж, он может выпивать там один, может встречаться с друзьями, подростки могут играть там какую-то условно запрещенную музыку. Складывается впечатление, что ты рассматриваешь гаражи как некую форму жизни или пространство для обитания, и считаешь, что его не стоит выводить на свет с помощью обобщений и ярлыков, это просто такая жизнь. Момент сокрытия вообще присутствует в гаражах, соответствует гаражному укладу?

— Проблема с ярлыками только в одном: их навешивание лишает явление его сущности. Знание, которое предлагаю я, исходит не из концептуальных рамок, а из конкретнейших вещей. По дыму из печных труб в гаражах можно понять, чем их топят, по мусору у этих гаражей можно понять, чем там промышляют, что-то может сказать уже сам тип гаража. Это абсолютно конкретное знание.

Запрос на некое сокрытие исходит со стороны промышляющих в гаражах мужиков, из желания быть подальше от власти, но вовсе не факт, что это следствие размещения в гаражах промыслов. Наоборот: в гаражах находятся те люди, у которых сформировалась потребность в этом.

Что касается причин формирования такой потребности, можно выделить несколько базовых уровней. Первый уровень — это необходимость промышлять, чтобы выжить. У таких людей есть не политическая, а обыденная обида на власть. Причем власть не рефлексируется и не существует как объект, это просто некая власть, и всё. Власть — это обстоятельства. Помню отличную фразу, сказанную мужиком из Набережных Челнов, о том, что власть и вся эта пурга, о которой его спрашивали мои ребята-интервьюеры, когда обходили гаражи и пытались за политику поговорить, для него как дождь. Дождь прошел, снег выпал, и т. д.

Люди вынуждены выживать, они оказываются в условиях, когда у них нету места для промысла, поэтому приходится отправляться в гаражи.

Второй уровень и вторая причина: люди хотят заниматься тем, что им нравится, либо заниматься тем, что им нравится, после того, как они позанимались тем, от чего устали. Типичная история, когда промыслы возникают в среде выходцев из различных кружков, например, судомодельных. Там бывают очень интересные артефакты. Один из наших коллег изучал неформальную авиацию, и мы нашли у нас в гаражах людей, которые проектируют и делают там самолеты, дельталеты — куча интересных вещей, инноваций и прочего. Так вот, на втором уровне находятся люди, которые приходят в гаражи с интересом. Они тоже отчасти скрываются, но не от налогов и не потому что они против власти.

Третий уровень — это люди, которые нацелены на некое денежное развитие, которые приходят в гаражи с экономической картиной мира: мы типа будем бизнес делать, автомойку откроем, поскрываемся от налогов, потом разовьемся и из этих долбаных гаражей куда-нибудь свалим. На самом деле, подобных кейсов на тот момент, когда мы проводили исследование (2015–2016 годы), было очень мало. Хотя некоторым такое удавалось. Есть хороший пример — мебельная фабрика, которая разрасталась в гаражах и выросла до целого гаражного кооператива, ставшего одним большим цехом. То есть человеку удалось, не съезжая из ГСК, превратить промысел в квазибизнес, но с промысловой логикой. Это человек с определенным складом характера, боец без правил, но он скорее исключение, а в основном такие предприятия просто не выживают.

Итого на вопрос о причинах, по которым гаражники хотят что-то скрыть, можно привести как минимум три ответа с совершенно разным содержанием. При внешнем описании всё это можно называть сокрытием, но это разные явления по своей сути.

— Получается, что третий уровень, то есть коммерческое мышление, реализующееся в гаражах, предполагает если не разрушение, то перерождение гаража во что-то другое. То есть, став маленькой мебельной фабрикой, гараж как гараж умирает?

— Гараж как культурный феномен — умирает, да.

Image

— Любой человек, которому гараж достался вместе с домом и у которого нет автомобиля, может превратить его в художественную мастерскую, репетиционную базу — это второй уровень по твоей классификации — или использовать его же для промысла. Насколько я понимаю, промыслы связаны с первым уровнем: человеку не на что жить, поэтому он идет в свой гараж и начинает промышлять?

— Необязательно. Гаражник может быть просто носителем промысловой идеи. Представь: ты мастер, и тебе нужно место, чтобы показывать свое мастерство. Здесь смысл действа не только в финансовом вопросе — ни в смысле денег, ни в смысле дохода. Ты реализуешь свое мастерство, и это самый частый мотив промысла: желание жить за счет своего мастерства.

Случаи, когда человек пришел в гаражи вынужденно и выживает с их помощью, тоже часты, но второй причине ухода в гаражи они уступают в разы. Однако полностью отделить выживание от промысла как увлечения невозможно, поскольку если ты обживаешься в каком-нибудь ГСК с какими-нибудь видами на будущее и занимаешься чем-то, что может быть кому-то полезным, рано или поздно ты в любом случае познакомишься с местными мужиками. В ГСК проводятся собрания, все вопросы решаются через председателя, государства там в прямом виде нет. Хотя бы через это ты в любом случае свяжешься с соседями и начнешь чем-нибудь промышлять. Даже если ты художник — к тебе придет сосед, попросит что-нибудь, и ты ему не откажешь. Выпьете в пятницу — и уже возникло то, что в рамках экономики можно было бы назвать транзакцией: он тебе обязан, ты ему обязан. Завтра он скажет, мол, у меня есть приятель, ему надо такую же штуку. Ты согласишься. И всё, тебя уже уважают, ты кого-то уважаешь, обидеть не можешь, появляются какие-то внутренние понятия, все друг другу помогли, железки привезли, с мужиками дорогу почистили, с председателем вопросы насчет мусора порешали — и ты завяз.

Поэтому репетиционная база в гараже может быть, но скорее как исключение: как условные хипстеры с электрогитарами смогут жить там, но вне всего этого?


Я знаю несколько интересных кейсов, когда чуваки мутились в гараже — реальные хипстеры, которые живут в информационной парадигме, а не в парадигме условных железяк. Они делали какие-то видео, допустим для ютуба, снимали, как они колупают мерзотные вазы или что-то такое. То есть они сняли гараж, чтобы делать контент и развлекаться, но проходит месяц-два — и всё, они уже в кирзачах с мужиками дорогу чистят. В гаражах взгляд на мир очень часто меняется: пришел поколупать вазу, но взял и втянулся. Например, я на днях наткнулся на хипстера — а хипстеров я не люблю, — но оказалось, что он не хипстер. Смотрю на его машину — Ford Mondeo, разноцветный, хипстерского вида, ну я и начал хамить, туда-сюда… А мужик говорит — загляни под днище. Заглядываю, а у него там рама самодельная из квадратной трубы и пол из холодильника! Он мне рассказал, как с другими мужиками в гаражах год этим занимался.

Image

Где еще можно найти такую относительно свободную тусовку, сообщество, просто место, где ты в любом случае будешь своим, если ты не конченый имбецил? Поэтому ты наверняка начнешь промышлять. Промысловики, кстати, обитают по краям ГСК, в этом деле есть своя география. Те, кто хотят коммерцией заниматься, держатся ближе к проходным местам, а те, кто попроще, у кого интереса побольше, ближе к середке, где дешевле и гаражей больше. До смешного доходило: за МГУ существовал ГСК «Наука» (его снесли) — там гаражи были поделены по национальностям, стояли даже пограничные столбы. Вот тут узбекские, здесь таджикские и т. д. Конечно, там был уже и криминал, таджики жили там десятками тысяч, но были и мужики-мастеровые. Конфликтов не было, но территория делилась четко.

— Когда мы говорим о внутреннем устройстве гаражей, о связях, которые устанавливаются между гаражниками, есть момент вживания в гараж, переход из статуса чужого в статус своего. Человек покупает себе гараж, начинает заниматься чем угодно, приходит ролики для ютуба снимать — а ему говорят: «Окей, мы тебя просолим, ты попадешь в наш рассол и станешь таким же, как мы». А насколько распространены противоположные случаи: когда кто-то приходит с совершенно дикими, непонятными амбициями, экономическими или художественными, и вообще никак в гаражную культуру не вписывается? Я задаю этот вопрос, потому что знаком с феноменом гаражных изобретателей — это странные люди, одержимые идеей изобрести какой-нибудь бестопливный генератор, продать оный и мгновенно попасть в первые строчки Forbes. Эти товарищи гораздо более закрытые, чем те, кого ты описываешь.

— Я с такими лютыми изобретателями бестопливных двигателей в гаражах не встречался. Из интересного видел разве что всяких моделистов, которые свое, также относительно маргинальное увлечение — в шестьдесят лет кораблики клеить, — переносят в гаражи. Но они с мужиками вполне уживаются, потому что они мастеровые. Они многое умеют, и их за это ценят.

Что касается изобретателя бестопливных генераторов — он может и в гараже сидеть, но мы про него не узнаем, потому что он явно в таком сообществе не получит важной роли, в лучшем случае его будут *** [ненормальным. — Прим. ред.] считать. Вот Васька-автосервис, вот я, вот Серега бетонные блоки делает, а там, в 382-м гараже, есть один *** [ненормальный. — Прим. ред.], и хрен бы с ним.

Мне изобретатели не попадались, но были просто шизофреники. Они несут в гаражи барахло и там его складируют, у них мания такая.

Никто их не гнобит: просто есть такие — ну есть и есть, тоже своего рода явление природы. По существу, нет никакого единого сообщества гаражников, и нельзя сказать, что наша страна состоит из юристов, адвокатов, моржей и гаражников. Уникальность этой общности заключается в самом месте: гаражи (чаще всего через прокладку ГСК) дистанцированы от государства и ментально, то есть через посредников в отношениях с государством, и физически, то есть географически. Я имею ввиду, что ГСК — это всегда периферия. Все промысловые ГСК — все, без исключения! — располагаются на периферии. Представить себе дымящийся котел промысловой активности в центре крупного города почти невозможно.

— То есть ты в основном занимаешься периферийной темой — гаражами, формирующими какой-то свой лес, грибницу, экосистему, а гаражи около частных домов тебя не очень интересуют?

— Гараж возле частного дома — очень интересная история, но несколько иная. Она связана с другим явлением: с появлением работных изб, как в XIX веке, когда многие люди занимались промыслами в тех же помещениях, где и жили. Надо иметь в виду, что частный дом, коттедж и дача — абсолютно разные вещи, друг с другом не связанные. В последние лет десять мы можем наблюдать возобновление культуры работных изб в старых частных секторах, но не в новых коттеджных поселках. Если проехать хотя бы по Подмосковью, можно воочию это увидеть — пристроенные к гаражам мастерские с вывесками: «Перемотка электродвигателя», «Шиномонтаж» и т. д. Я называю это явление интеграцией жилья — в противоположность распределенному жилью, когда дом отдельно, гараж отдельно, и ты живешь то там, то тут. Так вот, в этих частных секторах происходит обратная интеграция жилья промысловиками.

Когда я спрашивал у мужиков, чего они вообще хотят, они отвечали: «В частный дом хочу». Но не в коттеджный поселок, не в какую-нибудь эту хероту — они хотят в старый частный сектор внутри города.

Гаражная жизнь — она отчасти вынужденная. Намного удобнее иметь работную избу в интегрированном жилье, где всё близко. При этом многих удерживает сама наполненность социального гаражного пространства, потому что люди, связи, промысел связаны между собой и сосредоточены в определенном месте. Например, показательный случай: человек воплотил свою мечту, переехал, построил работную избу, но гараж не бросает, потому что там мужики, кореша, тусовка, место намоленное и просто привычка. Многие на старости не хотят переезжать даже в лучшее жилье — это примерно из той же оперы.

Image

— Я думаю, слово «отшиб» очень хорошо характеризует такое место, а если речь идет о поиске дома в старом частном секторе — это внутренний отшиб. Гаражи в силу своей отшибленности, удаленности, некого особого замкнутого пространства, являются местами криминала — легкого или тяжелого. Махачи, наркотики и т. п. По твоему описанию возникает ощущение, что в гаражной экосистеме есть какие-то антитела, не позволяющие криминалу основательно развиться. Мастеровитые мужички как будто сопротивляются излишней маргинализации своего отшиба. Отшиб отшибом, но он сохраняет лишь некоторую здоровую дистанцию от центра — с одной стороны, не проваливаясь в ад, а с другой, не интегрируясь в места власти, силы, города и т. д.

— Истории про гаражный криминал сильно раздуты, спасибо медийке, которая эту тему подняла как раз из-за ГСК «Наука». Когда надо было расчищать возле МГУ площадь под застройку, мужики начали сопротивляться, перегораживать дорогу технике и т. д. — тогда в СМИ запустили серию материалов (как я считаю, заказных), которые педалировали эту тему: мигранты, убийства и т. д. Я был в том ГСК — ну да, не очень спокойное место, но ничего, кроме полукриминальных разборок, там не было, никакого лютого криминала, а нам говорили: если вы туда пойдете, вас там убьют. Да ни хрена, всё там нормально, мужики как мужики.

Периодически это вновь всплывает, когда власть реагирует на какую-нибудь информационную угрозу — а она же только на угрозы и реагирует. Если угрозы нет, но что-нибудь потенциально опасное находится на территории ГСК, то весь ГСК сразу становится угрозой. Я считаю, что гаражная культура в целом понимается людьми неправильно, поэтому гаражи и начали восприниматься как угроза.

https://knife.media/garages/


Valery Sokolov
Ну дык в гаражный бизнес же! Там их и надо ловить!


Nikolay Nikonov
Valery Sokolov бизнес это если артелью работать. В одиночку это либо поддержка штанов, либо хобби.
Разве что на югах многоэтажные гаражи в гостиницы переделывают.


Valery Sokolov
Nikolay Nikonov ну так у нас весь малый-средний бизнес - форма самозанятости для поддержки штанов


Олексій Романов
Так это целая субкультура, образ жизни, своя территория.

https://www.facebook.com/simon.kordonsk ... 3364746435

А. Лизунков, а у вас есть культурный гараж? :bombanuto: :kiss:


Вернуться наверх
 Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гаражная культура
Новое сообщениеДобавлено: 12 мар 2021, 21:05 
Посіпаки писал(а):
................

А. Лизунков, а у вас есть культурный гараж? :bombanuto: :kiss:


Гараж, он же ангар. :kiss:
Это промежуточная остановка перед помойкой.
Это место где можно бездельничать, не испытывая угрызений совести.
Это место, где вещь можно просто положить или поставить, не думая куда.
Гараж, это место неожиданных находок.
Это место, где вегда есть чем развлечься.
В гараже обязательно должно быть спиртное.
У Вити Ф три гаража, наполненных банками с соленьями.
У Горского и Шапкина гараж везде, где бы они не находились.
:kiss:


Вернуться наверх
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гаражная культура
Новое сообщениеДобавлено: 12 мар 2021, 21:09 
Сейчас под строительство гаражей в России девелоперы берут у города землю в аренду на 50 лет. Потом продают гаражи владельцам автомобилей «в собственность» с полным оформлением таковой по действующему законодательству. Но это нужно только, чтобы продавать-покупать эту странную якобы «недвижимость». Почему она странная? Потому, что никакой банк не даст вам кредит под залог гаража, даже самого капитального. Пройдет чуть меньше пятидесяти лет и выяснится, что вы ничем не владеете, а городу его земля нужна для других нужд. Во многих случаях договор аренды земли может быть расторгнут и значительно раньше, особенно, если девелопер к тому времени ликвидировал юридическое лицо, заключившее с городом договор аренды. А так называемые «владельцы недвижимости» в этих отношениях вообще никто, и отношение закона к ним соответственное.

С другой стороны, сегодня любой, у кого есть деньги, может приобрести или арендовать нежилые помещения для любых целей, как производственных, так и непроизводственных, с полным набором удобств типа: канализации, вентиляции (кондиционирования) воздуха, центрального отопления, горячей воды, силового, в том числе, трехфазного, электроснабжения и скоростного интернета. Так что, вся эта гаражная романтика есть лишь следствие всеобщей нищеты советских людей и должна как можно скорее уйти в прошлое. Последнее поколение советских пенсионеров досидит, в силу неспособности сменить вредные привычки, и шабаш.

:lazy:


Вернуться наверх
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гаражная культура
Новое сообщениеДобавлено: 13 мар 2021, 01:45 
На фотографиях в стиле лофт совершенно разношерстный инструмент, собранный с мира по нитке, в говенном состоянии. Разве таким инструментом можно сделать хоть что-то толковое?
И что можно сказать о квалификации людей, настолько хреново относившихся даже к своему инструменту... В совке типичная гаражная работа: сделать на копейку, ушатать на червонец. Когда вижу очередные разъебанные кувалдой пополам советские гаражные тиски, в которых два пуда чугуна... кстати, типичная картинка... просто не могу себе представить, как и зачем они это делали...


Вернуться наверх
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гаражная культура
Новое сообщениеДобавлено: 13 мар 2021, 16:28 

Зарегистрирован: 14 янв 2013, 14:41
Сообщений: 7225
У меня два гаража - кирпичный и железный. На помойку из них возятся только картошка, свекла и морковка, которые вовремя съесть не успели.
Забиты конечно под "завязку".)))
Два генератора, культиватор, бетономешалка, сверлильный станок, точило и куча ручного электроинструмента. Стройматериалы всякие. Я там что только не делаю - всё под рукой.

И как всегда - что ни гость, то говнюк. :hihi:

_________________
http://radiopicture.listbb.ru/index.php


Вернуться наверх
 Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гаражная культура
Новое сообщениеДобавлено: 13 мар 2021, 18:30 
Сколько у тебя всякой пцуеты, которая нормальным людям не нужна, почти как у Гурьянова. А паровоза в гараже не завалялось?

Ты вообще знаешь, для чего предназначен гараж? Представляешь, машину в него ставить, в лучшем случае, комплект зимней резины хранить. Для всего остального есть автосервис. А для хобби заводят мастерскую и работают в пристойных условиях.


Вернуться наверх
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гаражная культура
Новое сообщениеДобавлено: 13 мар 2021, 18:57 
Гость писал(а):
Сколько у тебя всякой хуеты, которая нормальным людям не нужна, почти как у Гурьянова. А паровоза в гараже не завалялось?

Ты вообще знаешь, для чего предназначен гараж? Представляешь, машину в него ставить, в лучшем случае, комплект зимней резины хранить. Для всего остального есть автосервис. А для хобби заводят мастерскую и работают в пристойных условиях.


Нету в тебе романтики, сплошная проза. Тебе содержание, наверное, за говорение ртом слов выдают. Творчество не про тебя. :cry:
К тому же статистика говорит об обратном. :liba:
Apple, Google, Amazon, Harley Davidson, Disney, Hewlett-Packard, Microsoft, Maglight, Beatles, НМР and many more
начинали свой бизнес в гараже, думаю это не случайно.
:bombanuto:


Вернуться наверх
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гаражная культура
Новое сообщениеДобавлено: 13 мар 2021, 19:02 

Зарегистрирован: 14 янв 2013, 14:41
Сообщений: 7225
Я прямо уссыкаюсь - опять гости травят какую-то херню.
Гаражей у них нет, машин тем более нет, а хотеть то хочется. :bombanuto:

_________________
http://radiopicture.listbb.ru/index.php


Вернуться наверх
 Отправить e-mail  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гаражная культура
Новое сообщениеДобавлено: 13 мар 2021, 19:08 
Виктор Ф писал(а):
Я прямо уссыкаюсь - опять гости травят какую-то херню.
Гаражей у них нет, машин тем более нет, а хотеть то хочется. :bombanuto:


Ты, конечно убежден, что гаражи нужны, что бы помидоры хранить и шифровки писать.
:belomorkanal:


Вернуться наверх
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гаражная культура
Новое сообщениеДобавлено: 13 мар 2021, 19:13 

Зарегистрирован: 14 янв 2013, 14:41
Сообщений: 7225
Ты сначала назовись, а потом и трепись.
А пока ты ноль без палочки.

_________________
http://radiopicture.listbb.ru/index.php


Вернуться наверх
 Отправить e-mail  
 
 [ Сообщений: 25 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Александр Хрисанов, CCBot [Гадкий, мерзкий, слизистый эсэсовский ползунчик!], Mail.RU [Bot], MauiBot [Гавайский бот с острова Мауи], PetalBot [Петалбот], sonata1, Yandex [Bot], Посипака Посипаки, полупроводник, Лёгкий Голод, МВК и гости: 57


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB