Эфир:22:03 - 03:00 (пт-сб)
В студии: Алексей Кашпур

Серебряные крылья, маленького спортивного самолета, выполняющего фигуры высшего пилотажа, пускали солнечных зайчиков на фоне плотной синевы неба в обрамлении сосновых крон. "Бочка," "Мертвая петля," "Штопор"- объясняет мне отец, рядом заботливые и ласковые глаза мамы. Серебряный Бор моего детства. Деревья, которые, в отличие от меня, почти не изменились, между ними, за рекой, вместо блочно-бетонного пейзажа, сквозь теплый воздух, на горизонте дрожали огни Тушино.
В кинофильме "Джентельмены удачи," несколько зимних эпизодов, когда герои делают зарядку и растирают друг друга снегом, снимали на даче. Её в своё время советское правительство подарило актерам МХАТ, находилась она в Серебряном Бору. Мне иногда снится этот дом с парящей "Чайкой" на веранде второго этажа, окруженного со всех сторон высоченными соснами, в коре которых жили маленькие жучки красного цвета, носившие на своих ярких мундирах индивидуальный, черный орнамент. Детвора тех лет называла их пожарниками. Восемь крошечных комнат, этого с виду большого строения, каждое лето заселяли восемь театральных семей,преимущественно с маленькими детьми, отчего на участке всегда было шумно и весело. Это огромное, как казалось тогда, пространство стало для нас целым миром, которое мы стремились познать. Грибы и ягоды делились на полезных и вредных. Всякие мелкие твари оказались кусачими и безобидными. Обочины тропинок украшали кусты малины и черной смородины, а на наши самодельные удочки, клевали "сопливые" ёршики. О детских играх тех лет надо говорить отдельно. А те чарующие звуки прошедших времен, доносившиеся из-за соседних заборов и из маленького транзисторного приемника "Сокол" вы услышите в моей программе.
Давйте вернемся к фильму "Джентельмены удачи." В новогодней сцене, персонажи пытаются играть в "города." Помните?
- Теперь ты Федя, говори на Д.
- Воркута.
- Почему Воркута?
- Я там сидел.
- Ну, хорошо, а ты на А.
- Джамбул.
- Почему Джамбул?
- Там тепло.
Когда меня спроси, как ты назовешь свою программу?
Я без запинки ответил:
- Серебряный Бор.
- Почему Серебряный Бор?
- Я там вырос!


минуты решения, назвать свою программу "Серебряный Бор", прошло почти десять лет. Все это время я жил воспоминаниями. В один прекрасный день, когда кроны деревьев оделись огненно-желтым нарядом, меня потянуло на остров, где прошло моё детство. Как и раньше, я приехал на "круг", на нем троллейбусы разворачивались и отдыхали перед обратной дорогой. На часах полдень, было безлюдно и уныло. А когда-то здесь стояли киоски, в которых продавали зскимо на палочке, по одиннадцать копеек и лотки с горячими бубликами, посыпанными маком, всего за пятак.
Линии-так называли в "Серебряном Бору" улицы - ощетинились мощнейшими заборами и пытливыми глазами видео камер. На когда-то просторных участках с деревянными дачами, от которых шла теплота, тесня друг друга, выросли типовые коттеджи, от трети миллиона в месяц. Сломан дом отдыха, куда на сборы приезжали великие наши хоккеисты, и где я видел молодых Рагулина, Харламова, Фирсова... За ненадобностью исчезла библиотека. На месте прекрасного теннисного корта красуется банальный особнячок. Не стало кинотеатров, их было два, они познакомили меня с великим советским кинематографом, Гойко Митичем и "Фантомасом". Пропал маленький тир на берегу озера, многолетняя отрада всех отдыхающих. На местах, где, красуясь и гордясь собой, росли кусты малины, стоят пластиковые туалеты. Это Москва, здесь пахнет бензином и пыльной зеленью. Уже никогда не выйти на веранду, не открыть высокие трехметровые ставни и очутится в лесу, где налицо падают капли дождя, а легкие наполняются волшебным воздухом.
Помните финальные реплики чеховских пьес?
О л ь г а ( обнимая обеих сестер ). Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, и кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем... Если бы знать, если бы знать!
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай!.. Прощай!.. Неужели пришла пора менять ставшее привычным название? "Серебряный Бор", как и "Вишневый Сад" обречены. Они забрав свою культуру, подобно "Атлантиде", станут легендой. Я пессимист?
Сцена пуста. Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно.



Текст и фотографии: © Алексей Кашпур
http://www.rusnovosti.ru/programms/prog/95084/А. Горский