tuberadio
вчера в 23:06
Интервью с основателем оригинального форума "Ламповые души" коллекционером Виталием Валерьевичем Брусникиным об истории телевидения (г.Петрозаводск, июль 2019 года)
https://vk.com/tuberadio?w=wall-26527356_37808ГТРК Карелия Эфир от 21.11.2018
В честь 92-летия карельского радиовещания — премьера новой рубрики «Здравствуйте, товарищи». Петрозаводский коллекционер, кандидат технических наук в области истории отечественной техники Виталий Брусникин будет рассказывать в ней о технике, которая уже сошла с дистанции. И конечно, сегодня рассказ пойдет о первом радиоприемнике.
http://tv-karelia.ru/efir-ot-21-11-2018-2/А. Лизунков,

и ещё:
30 СЕНТЯБРЯ 2014, 14:33 0 19
ГЕРОИ «СТИЛЯГ» ДУШИ БЫ ПРОДАЛИ ЗА ЭТИ «ИГРУШКИ»
В уникальной коллекции Виталия Брусникина более 500 старинных радиоаппаратов, по которым можно изучать историюАвтор: Ольга Миммиева

Для кого-то отслуживший свое радиоприемник — подставка для цветочного горшка. Виталий Брусникин готов сдуватьс раритета пылинки. В уникальной частной коллекции ведущего инженера Карельского филиала «Ростелекома» более 500 старинных радиоаппаратов, по которым можно изучать историю радио в нашей стране.
Брусникин и изучает, и реставрирует их, даже свою кандидатскую диссертацию выпускник физико-математического факультета Петрозаводского университета истории радио посвятил. А еще создал ведомственный музей истории связи и первый в России интернет-сайт, посвященный истории радио.
Глаза боятся...
Свой первый радиоприемник Виталий собрал в 3-м классе. Всего-то в нем было три детали — детектор, наушники и контур. Но слишком мал, видимо, оказался, мастер: приемник у него так и не заработал.
Отчаиваться, впрочем, Кулибин не стал. Почитал книжек и спустя время снова взялся за работу — пошло дело! На свет появились многие конструкции: приемники, усилители, электронные часы и, наконец, домашний компьютер — в конце 80-х, не то что сейчас, компьютеры были в диковинку.
Граммофон и патефон. Крутили любимые пластинки без батареек, электросети и динамиков— Собирал компьютер я по публикации в журнале «Радио». Интернета в то время не было, да первый компьютер и не мог бы туда выйти. Но нашлись машине и другие применения: я рассчитывал с его помощью семейный бюджет, учился программировать, набирал тексты, играл с друзьями в «игрушки», — рассказывает радиолюбитель.
Склонность к технике у Виталия Брусникина от деда-радиожурналиста: детекторные радиоприемники он запросто собирал в начале 20-х годов ХХ века — в то время, когда они еще и промышленностью не выпускались.
Физики — тоже лирики— Думаю, все мы любим душой возвращаться в детство, туда, где мы чувствовали себя по-настоящему тепло и защищенно, — рассказывает об истоках своего творчества Брусникин-младший. — Этот островок хочется хранить и лелеять в душе всю жизнь.
Окружить себя вещами, знакомыми и привычными с детства, — одно из средств вернуться в прошлое. А с созданием музея такая возможность появилась не только у меня, но и у людей, которые приходят ко мне в музей. Ну, а молодежи, конечно, интересно, что за аппараты были в семьях их родителей, бабушек и дедушек.
Вот и получается, что я естественным образом стал заниматься тем, чем в прошлом веке занимался мой дед.
Все помойки — нашиСтрасть к радиолюбительству породила и другую — к коллекционированию аппаратов. Ну разве могут все эти раритеты безвестно исчезать в небытие из городских квартир?!
"Пролетарий-2". С чего всё начиналось— Многие редкие экспонаты я спас от выбрасывания на помойки. Знакомые и незнакомые люди приносили мне то, что со временем им стало ненужным, — отдавали в дар или за символическую плату. Спустя время, когда я создал свой интернет-сайт oldradio.onego.ru, посвященный истории радио, стал обмениваться экспонатами с такими же, как и я, радиоколлекционерами в России и за рубежом. Так постепенно и «обрастал» раритетами, — продолжает Виталий.
Радиоприемники поселились по всей квартире Брусникиных — на книжном шкафу, стеллажах, под диваном. И, как часто это бывает, коллекция, тщательно опекаемая ее хозяином, начала жить своей жизнью.
Виталий утверждает, что порой некоторые экспонаты «приходят сами»: если не было у Виталия конкретного экземпляра — через некоторое время обязательно каким-нибудь путем именно этот раритет попадает в коллекцию.
"ДЛ-3". Первый одноламповый...Когда коллекция выросла, мало стало квартиры и пришло осознание, что все это нужно обязательно показывать людям. Работодатель коллекционера пошел навстречу и предоставил помещение.
Так в Карельском филиале «Ростелекома» и образовался музей истории связи, в котором под одной крышей соседствуют разные по возрасту и своей конструкции экспонаты — телеграфные и телефонные аппараты, радиоприемники, магнитофоны, измерительные приборы.
А внутри - проигрыватель "Telefunken", который Штирлица помнитНа музейных полках выставлено, конечно, не все. В уникальной коллекции — больше 500 различных аппаратов. Это и радиоприемники, начиная от солидного размера ламповых и заканчивая современными портативными размером со спичечный коробок, которые умещаются на шнуре гарнитуры мобильного телефона, больше 3000 грампластинок, а также много других предметов — радиоточки, радиолампы, радиодетали, патефоны, магнитофоны, мобильные телефоны…
Говорящая сковородаКто-то изучает отечественную историю по документам, участвует в ролевых играх, Брусникин же обращается к музейным экспонатам — «живым» свидетельствам истории.
О каждом из них он может рассказывать часами — как устроен, что за отрезок времени был, когда он был создан, чем жила тогда наша страна. И главный принцип, который он соблюдает при этом, — руками трогать!
"М-697" - шедевр послевоенного дизайна от завода ВЭФ в РигеРадиоприемники, выпускаемые в бывшем СССР, по словам Виталия, иногда отличались удивительной надежностью. Было время, в поисках раритетов Брусникин объездил все пригородные деревни и поселки.
В одном из дворов хозяева указали собирателю на бугорок — под тающим снегом там покоился сгнивший бытовой радиоприемник, только шасси от него одно и осталось. «Инвалида» Брусникин старательно просушил, поставил новую радиолампу — и раритет заработал снова!
"Звезда-54". Какой радиомузей обойдется без неё?— Приемник этот, — рассказывает Виталий, — в свое время был собран на военном заводе, вместо пайки при закреплении деталей использовалась в то время сварка. Если бы не это — он бы уже давно развалился.
В коллекции есть и несколько бумажных «тарелок» — радиоточек времен войны. Тех самых, про которые сказал герой телесериала «Тени исчезают в полдень»: «Сомневаюсь, что эта сковорода заговорит".
Как в киноВ кино снимались многие «собратья» брусникинских музейных раритетов. К примеру, электрофон «Аккорд»: под пластинку, играющую на нем, Лукашин и Надя танцуют в конце первой серии «Иронии судьбы».
Та самая "Спидола"А вот проигрыватель пластинок «Телефункен» — точно такой вез на багажнике «связник » Эрвин, когда ехал на встречу со Штирлицем. Во многих фильмах про разведчиков снималась легендарная «Спидола» — первый транзисторный приемник…
А это - первый магнитофон и первый мобильный телефон. Весит этот мобильный телефон фирмы «Nokia» более 3 килограммов, аккумулятор у него размером с книгу — такие на заре предпринимательства в СССР носили за «малиновыми пиджаками» их телохранители.
Магнитофон — не менее любопытен: чтобы лента двигалась, его устанавливали на работающий патефон или проигрыватель.
"Рогнеда". Едем на новенькой "Копейке" и слушаем на ходу любимые пластинкиА вот катушечный магнитофон «Грюндиг» конца 1950-х годов.
— Герои фильма «Стиляги» душу бы продали за эту игрушку! — улыбается Виталий.
Самый ранний приемник в коллекции — «Пролетарий», выпущенный в 1924 году. Приемники 50—80-х годов коллекционеру уже не нужны. С каждым днем тает, но все же есть надежда найти еще приемники 20—30-х годов…
"Океан-209". Когда-то - любимец молодежи, затем - обитатель кухонь, и до сих пор играет на дачахА еще Брусникин мечтает показывать свои раритеты не стоящими друг за другом на музейных полках, а в обрамлении предметов времени, в которое они использовались.
И при этом чтобы аппараты звучали, каждый своим неповторимым голосом. И чтобы экскурсанты могли сами покрутить ручки настройки, поставить пластинку или заправить магнитофонную ленту…
Свои раритеты музей от петрозаводчан и гостей города не прячет. Бесплатные экскурсии в нем проводит сам коллекционер — для студентов, школьников, всех желающих.
Действующие экспонаты Музея истории связи в "музыкальном салоне" в Национальном музее КарелииКому интересно — предварительно можно позвонить по телефону 79-42-83 и заказать экскурсию. Можно обратиться и в группу сети ВКонтакте vk.com/karelia_rt
КстатиДатой зарождения производства бытовых радиоприемных устройств в СССР можно считать 28 июля 1924 года. В этот день Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О частных приемных радиостанциях», закрепившее за гражданами страны право владения собственным радиоприемником.
И уже осенью 1924 года Трестом заводов слабого тока в Москве был выпущен первый промышленный бытовой радиоприемник — ЛДВ («Любительский детекторный вещательный»).
В приемнике применялся кристаллический детектор с «активной точкой». С помощью небольшой рукоятки к поликристаллу природного полупроводника подводилось острие стальной проволоки. После нескольких попыток удавалось «нащупать» детектирующий p-n-переход на границе «острие-кристалл» и в наушниках слышалась передача. Оставалось только никому не передвигаться по комнате, чтобы не «стряхнуть» активную точку.
Взято с сайта В. Брусникина oldradio.onego.ru.https://ptzgovorit.ru/content/geroi-sti ... i-igrushkiэто я нашёл поиском по Яндекс-картинкам —
https://yandex.ru/images/search?clid=22 ... 9nqTN8.jpgа про внука избача можно тут почитать —
Внук избачаАнастасия Вайник,
Михаил Никитин
17 сентября 2013

Виталий Брусникин свой первый радиоприемник собрал в 11 лет, но опыт оказался неудачным – приемник не заработал. Пришлось почитать умные книжки и исправить ошибки. А потом физик и радиолюбитель собрал свой первый домашний компьютер, кстати, в одно время со Стивом Джобсом – в 1986 году. Когда же Брусникин увидел, что радиоприемники становятся ненужными и отправляются на помойку, решил: надо их спасать — и так появилась одна из лучших в России коллекций. А с некоторых пор – один из немногих в России музей связи, созданный из частной коллекции.
— Виталий, говорят, что вы первый в России создали сайт о старом радио – это так?— Я общаюсь с радиолюбителями и коллекционерами, и они признают, что мой интернет-сайт, существующий с 1998 года, – самый первый в России по тематике старого радио.
— Почему радиодело?— У нас в семье это увлечение переходит через поколение. С детства перед глазами картинка: дед, ремонтирующий радиоприемник или терпеливо крутящий ручки в поисках сигнала. Дед был журналистом, прошел через две войны — гражданскую и Великую Отечественную. C последней в качестве трофея привез немецкий радиоприемник.
— В вашей коллекции есть этот приемник?— Дедовского нет, но есть другой трофейный приемник.
— А самые первые радиоприемники есть?— Вот они, выпуска 20-х годов прошлого века, — Виталий подводит к полочкам, где стоят совсем небольшие аппараты. Ну, чтобы было понятно – размером примерно с квадратную коробку, в которую можно упаковать чайный бокал. Рядом с одним — по виду надежные наушники на толстом проводе. На втором красуется лампа – я похожие видела в детстве в телевизоре.
— Да, видите, как гордились тем, что детекторные радиоприемники заменили ламповыми – это потом лампы стали прятать внутрь.
— Они такие маленькие, как портативные…— Ну, что вы, о какой портативности может идти речь? Для того чтобы воспользоваться таким радиоприемником, его нужно было подключить к стационарной антенне. Приемников в принципе было мало, они устанавливались в красных уголках, библиотеках или избах-читальнях. Кстати, мой дед весьма тщательно хранил все документы, за что я ему очень благодарен – это та история, которая важнее и дороже всего, собранного мной. Так вот, дед работал в одной из таких изб-читален, и у него даже в трудовой книжке есть запись: «Избач».
— То есть он был тем человеком, который заводил граммофон и включал радио?— Да, именно так. На самом деле аппараты довоенного времени – большая редкость. Их было немного в пользовании у населения, а когда началась Великая Отечественная война, всем гражданским было приказано сдать радиоприемники, чтобы у врага не было возможности вести радиопропаганду. Так что их осталось действительно очень мало.
А вот это первый громкоговоритель «Рекорд», сделанный из бумаги, но достаточно надежный – им и сейчас можно пользоваться. Такие громкоговорители можно увидеть чуть ли не во всех советских фильмах о войне или послевоенном времени – бумажная «тарелка», которая крепилась к стене или стояла на столе.
После довоенных и военных радиоприемников музейные экспонаты становятся все более внушительны в размерах и разнообразны в оформлении. Глаз не могу оторвать от большого красного радиоприемника и не верю, что такими люди пользовались по назначению, а не просто ставили для красоты.
— Это приемник «Звезда» — точная копия французского радиоприемника. Видимо, кто-то из советского начальства побывал во Франции и сказал: будем делать так. От прототипа его отличает только маленькая звездочка – видите, вот здесь. Большие приемники, конечно, были дорогими, да и по размерам понятно, что смотрелся такой радиоприемник только в просторной квартире сталинской архитектуры. Простое население пользовалось аппаратами поменьше, попроще и подешевле, — говорит Виталий Брусникин и показывает на невзрачную квадратную коробочку с динамиком.
А чуть в стороне стоит большой, но изящный радиоприемник на тоненьких ножках – почему-то вспомнился фильм «Кто боится Вирджинии Вульф».
— Да, это аппараты 60-х годов. Здесь уже модные радиолы (в одном корпусе и радиоприемник, и проигрыватель пластинок). Ну а дальше – первые транзисторные радиоприемники, все мы их помним, у многих они даже до сих пор сохранились и работают.
— Скажите, а музейные экспонаты в рабочем состоянии? — Теоретически (да и практически) любой радиоприемник можно восстановить, и он будет работать. Причем звук у старых радиоприемников совсем другой, у каждого разный. Это зависит от ламп и корпуса, ведь прежде не было никакого пластика – преимущественно дерево, и нередко дерево благородных пород. Не было никакой автоматизации, каждый радиоприемник индивидуален, потому что собирался вручную и зачастую собирался нежными женскими руками. В общем, да – каждый из радиоприемников можно привести в рабочее состояние. Но есть другой аспект – для этого потребуется установить новые лампы, где-то перепаять детали, а значит, потерять, скажем так, аутентичность. А коллекционерам и ценителям истории хочется видеть не только настоящую внешность аппарата определенных годов, но и, заглянув внутрь, увидеть настоящую «начинку». Поэтому я поддерживаю в рабочем состоянии лишь несколько радиоприемников разных лет, и находятся они не в музее.
— То есть в музее не вся ваша коллекция?— Нет, конечно, у меня в коллекции около 500 экземпляров гражданских и военных радиоприемников и аппаратов, воспроизводящих и записывающих звук. Недавно финские коллеги-музейщики подарили первый сотовый телефон.
Брусникин берет внушительных размеров тяжелый металлический ящик, к которому проводом-спиралькой прикреплена не менее внушительная телефонная трубка. Снять ее с первого раза не получается – для этого нужны сноровка и сила, поскольку трубку удерживают надежные магниты. Эти, с позволения сказать, мобильные телефоны использовались преимущественно в автомобилях. Чтобы вы представляли масштабы – только аккумулятор этого телефона по размерам напоминает большую пачку сахара-рафинада, а по весу и того больше. При этом аккумулятор – это лишь треть самого сотового телефона.
— А вот и первый домашний компьютер «Микроша»– я как раз почти такой собирал, — говорит коллекционер, показывая на старенькую массивную клавиатуру.
— Это компьютер?— Ну да – клавиатура (это и был компьютер) подсоединялась к телевизору и к кассетному магнитофону (пленка была носителем информации).
— И что можно было делать на этом компьютере?— В нем уже были простенький текстовый редактор и язык программирования, простейшая программа для создания музыки в одну октаву, первые примитивные игры типа «питона» и кое-что еще.
— И вы сами собрали компьютер?— Да в этом для радиолюбителя нет ничего сложного – тем более что все было описано в наших журналах. Проблема была в деталях: 80-е годы все же – приходилось ездить в Питер и Москву, добывать всеми правдами и неправдами.
— Погодите… 80-е годы – это как раз время, когда Стив Джобс презентовал свой первый персональный компьютер, а Билл Гейтс, подписав контракт с IBM, «подсмотрел» идею у Apple. Наши тоже умели делать компьютеры?— Все мы умели. Нет, конечно, в плане качества тот же Джобс очень многое дал, и они нас всегда опережали, но это долгий разговор – что, как и почему у нас не получилось.
Мы переходим к граммофонам, патефонам, магнитофонам и другим аппаратам с окончанием «фон». Оказывается, в граммофонах звукоизвлекающие иглы были из мягкого металла, одной иглы хватало на прослушивание только одной стороны пластинки – игла просто стиралась, поэтому иглы для граммофона продавались целыми коробочками. А в самом конце стоит стереопроигрыватель – в детстве я могла только любоваться на такой в магазине «Мелодия»…
— Есть люди, которые убеждены, что звук, который никогда не оцифровывался, – самый живой, настоящий. Таких меломанов и коллекционеров сейчас немало. У меня, кстати, в коллекции свыше полутора тысяч грампластинок.
— А это первый диктофон? – спрашиваю, увидев сильно уменьшенную копию бобинного магнитофона (катушки в этом устройстве чуть больше тех, что были в магнитофонных кассетах – каждый, наверное, разбирал их).— Да, это диктофон, но это стационарное устройство, которое устанавливалось для записи лекций или речей во время конференций, собраний. А «чемоданчик репортера» — вот он.
Стильная такая штучка – действительно чемоданчик, в котором магнитофон и выносной микрофончик. В карман, конечно, не положишь, но солидности журналисту такая техника наверняка придавала.
— А это мечта всех стиляг – магнитофон Grundig. Редкость была страшная, и как классно было прийти с «Грюндигом» в компанию, поставить бобину с теми же Битлами – в общем, предел мечтаний.
— А это что за прототип cd-плеера с виниловой пластинкой?— Это тоже достаточно редкий экспонат – проигрыватель пластинок для автомобиля. Уникальная штука – если помните, в обычных проигрывателях игла ставилась на пластинку под собственным весом — достаточно было топнуть рядом, чтобы игла подпрыгнула. А здесь держатель иглы сверху и снизу закреплен пружинами, и пластинку можно слушать хоть вверх «ногами».
— Вы сказали, что коллекция и музей – не единственное ваше увлечение?— Увлечение — какое-то неправильное, подростковое слово… Это жизнь. Жена меня во всем поддерживает, поняла, что по-другому уже не будет. Мы, кстати, вместе с женой нашли для себя, скажем так, семейный вид отдыха – бальные танцы. Это наша страсть и большое удовольствие. А еще я с юности люблю звездное небо и астрономию. Сейчас, конечно, меньше наблюдаю за небом, но значимые редкие события стараюсь не пропускать.
— О чем вы мечтаете?— О музее. Ну, то есть об особенном музее. Моя мечта — поместить каждый из экспонатов в соответствующий его времени интерьер. Сделать такие реальные картинки из прошлого, которые еще и звучали бы правильно: музыка тех лет, голоса дикторов – все это технически можно сделать. Но проблема, как вы понимаете, в помещении и оснащении. Согласитесь – это была бы очень красивая возможность показать прошлое.
— Что для вас ваша коллекция? Для чего вы ее вообще начали собирать?— Я с детства люблю технику, а это все окружало меня – ламповые приемники, магнитофоны, проигрыватели пластинок, сами пластинки… Они были центром притяжения в семьях, и даже кажется, что они напитаны этой энергией. А затем все начало стремительно развиваться, и эта техника стала никому не нужна, не модна, оставалась просто гнить в гаражах и сараях. Я почувствовал, что это можно и нужно сохранить. Для меня это еще и история страны, как бы высокопарно это ни звучало.
— Вы физик или лирик?— Знаете, я имею нескромность считать, что я благополучное сочетание. У меня есть музыкальное образование по классу фортепиано, сам люблю музицировать, и петь люблю, и учился вокалу у самого маэстро Виктора Сергеевича Каликина. Дома у меня ламповая звуковая аппаратура собственной разработки, схема опубликована в журнале, на ней я слушаю всю ту музыку, которую люблю.
— Почему не стали продолжать музыкальное образование?— Дело в том, что это такая область деятельности, где надо четко понимать, что ты станешь лучшим. Видимо, я тогда этого не почувствовал и, в общем-то, сейчас не жалею, что не стал музыкантом-профессионалом.
— А в других областях не обязательно понимать, что ты станешь лучшим?— В искусстве – обязательно, в медицине – обязательно, а в технике можно стремиться, не стать и прожить счастливую жизнь.
— Скажите, есть какой-то музыкант, который бы вам так нравился, что вы, может быть, даже отдали бы любимый экспонат из своей коллекции, лишь бы побывать у него на концерте?— Pink Floyd мне давно нравится и не разонравится, поэтому в подарок этой группе отвез бы какой-нибудь из своих любимых приемников.
— Это, например, какие? Самые старые и редкие?— Нет… Любовь-то ведь она такая штука… Любят не за что-то – она безусловная. Поэтому эмоциональные пристрастия совершенно не связаны с возрастом или редкостью приемника. Просто и внешний вид нравится, и звучит хорошо – дома у меня, конечно, стоят несколько моих любимых приемников, которые я часто включаю и слушаю радио.
— Для вас важно, чтобы вас признали, как-то отметили – губернатор бы медаль вручил, например?— Я бы медаль поменял на хорошо оборудованное помещение для музея. Медаль – это, конечно, очень приятно, и, в общем-то, я не лишен, как и любой человек, склонности к признанию, но для меня важнее динамика развития того дела, которым я сейчас занят.
— Вы когда заходите в свой музей, чувствуете себя хозяином этого царства техники?— Я чувствую себя дома.



http://old.rk.karelia.ru/blog/vnuk-izbacha/Виталий Брусникин ещё и поёт!